Научное обоснование
Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ):
"ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
1. ПОНИМАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ МЕНЯЮЩЕЙСЯ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ НА ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯЩИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Для всего нашего общества XX в. является тем рубежом, который определяет дальнейшее развитие человечества. Благодаря переходу нашей цивилизации из мира вещей в мир процессов, изменился подход и осмысление человека в жизни. Люди начинают понимать сами процессы, протекающие в мире. Многие известные ныне системы развития человека, не имеющие целостного, методологического подхода, т.е. описывающие только набор фактов, а не процесс во всей его динамике, перестали удовлетворять потребностям человечества в знании.
Крах грубо-материалистической идеологии, сильнейший кризис потребительской системы ценностей в западном мире показали, что ориентация только на вещественный план реальности ведёт к тупику, а возможно и к полной гибели нашей цивилизации. Мы начинаем понимать, что только гармоничное, сбалансированное и в материальном и в духовном плане общество имеет шанс на будущее. А это в свою очередь в огромной степени зависит и от смены существующей научной и общественной парадигмы, от нового взгляда на мироздание, на человеческую природу на реальность.
Согласно Куну, историку и физику, в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок и ответов на вопрос о природе человеческого знания и реальности.
Открытия и теоретические разработки последнего времени в квантово-релятивистской физике, теории систем и информации, кибернетике и нейропсихологии, биологии и др. приближают наше понимание к тому, что мир бесконечно разнообразнее и сложнее любых наших представлений о нем. С этой точки зрения многие мистические, эзотерические традиции и системы древности и настоящего времени являются дополняющими научный взгляд, а иногда и дающими то недостающее, что делает понимание реальности более глубоким.
Рассмотрим понятие "естественного движения" /ЕД/ с точки зрения современного научного и мистического опыта.
Благодаря разработкам в областях математики, лазерной технологии, голографии и др. были открыты принципы, дающие новые подходы к пониманию отношения целого и его частей. Эти принципы были названы холистическими, холономными.
Холономный подход - выделяющий интерференцию волновых паттернов, а не субстанцию - представляет собой многообещающий инструмент для нужд современного научного понимания спирально-волновой природы Вселенной. У современного холономного подхода к Вселенной и к движению в частности есть исторические предшественники в древней индийской и китайской духовной философии и практике.
Д.Бом, воскресив теорию скрытых переменных, получил картину реальности, резко изменившую наиболее фундаментальные философские положения западной науки. Он описал природу реальности и сознания, как неразрывное и когерентное целое, вовлечённое в бесконечный процесс изменения - холодвижение. Мир - это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода - не более чем абстракция; любой доступный описанию объект, любая сущность или событие считаются производными от неопределимой и неизвестной всеобщности.
Явления, которые мы воспринимаем нашими органами чувств и при помощи научных инструментов, - то есть весь мир, изучаемый механистической наукой, - представляют лишь фрагмент реальности, эксплицитный /проявленный/ порядок. Это особая форма, источником и генерирующей матрицей которой является более фундаментальная всеобщность существования - имплицитный /непроявленный/ порядок, в нем эта форма содержится и из него возникает.
В отличии от идеалистов и материалистов, Бом предполагает, что материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу. И то и другое - абстракции имплицитного порядка, являющиеся их основой, и представляют поэтому нераздельное единство. И жизнь и неодушевлённая материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным источником.
По теории Бома, у мышления есть два аспекта: когда оно механистично и черпает свою упорядоченность из памяти, другой, когда оно может исходить непосредственно из разумности - свободной, независимой и необусловленной стихии, рождающейся в холодвижении. Восприятие и знание, включая научные теории, есть творческая деятельность, сравнимая с художественным процессом, а не объективное отражение независимо существующей реальности.
Известный американский учёный, доктор медицины С.Гроф говорит, что в серьёзном логическом конфликте с традиционной моделью, новые данные недвусмысленно поддерживают воззрение, которое отстаивали все мистические традиции во все времена: при некоторых обстоятельствах человек может функционировать и как обширное поле сознания, трансцендирующее ограничения физического тела, ньютоновского пространства и времени, линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим способом мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т.е. биологическая машина, и обширное поле сознания.
В то же время, характерная для механистической науки концептуальная фрагментация мира порождает серьёзную дисгармонию и чревата опасными последствиями. У неё есть тенденция не только разделять то, что неделимо, но и объединять то, что не соединимо, создавая тем самым искусственные структуры - национальные, экономические, политические и религиозные. Неизбежным результатом этого является эмоциональный, экономический политический и экологический кризис.
Аналогичная картина прослеживается и в плане современных подходов к движению. Фрагментарность, разрывность двигательных навыков человека создают кризисную ситуацию в физической культуре и других отраслях деятельности человека, а так же способствуют развитию психосоматических заболеваний.
Гипотезы о трансцендентности сознания и целостности, холономности мира и происходящих в нем процессов позволяют сделать выводы о неразрывности динамики физического тела, эмоционально-чувственных и ментальных процессов. А также связь, взаимовложенность динамики человека с процессами в окружающем его мире, и соответственно возможность "перетекания" динамических процессов из одной взаимовложенной системы в другую /в том числе самосознания человека/. Например, К.Кастанеда, в своих книгах о мистиках Центральной Америки, пишет о перемещении "точки сборки", а у суфиев это называется "точкой реального действия".
Соответственно, понятие ЕД должно включать в себя, во первых, непрерывность движения и действия, а во вторых, целостность, причём, для человека должно быть,как минимум, как для отдельно взятой системы, триединство, связанность действий, мыслей и чувств. Т.е. человек, как и любая самоуправляющая система, должен чувствовать и понимать, что он делает.
Е.К.Файдыш в своей книге "Изменённые состояния сознания" пишет о том, что с самой глубокой древности люди говорили не менее чем о двух планах окружающей реальности. О мире плотных форм, воспринимаемых зрением, слухом и др. органами чувств и о мире тонкоматериальном, который не доступен обычным органам чувств, но не менее реален чем первый. Именно с этим планом реальности, миром проницаемых форм, связывали различных духов природы, разнообразных персонажей сказок и мифов. Человек рассматривался, как существующий на нескольких планах реальности, с каждым из которых связано одно из его тел. При этом, то, что мы сейчас называем телом, считалось только частью человеческого существа и к тому же не самой важной.
В представлении о том, что вокруг нас существует огромный пласт реальности, недоступный непосредственному восприятию наших чувств, нет ничего мистического. Ведь наше тело пронизано многочисленными волнами, полями, частотами различного происхождения. И всё это несёт громадные потоки информации, незримо действующие на наш организм. И если допустить, что все эти волны и поля могут образовывать устойчивые, длительно сохраняющиеся структуры, то именно они могут стать "телами" существ, о которых говорят мистики.
В современной физике, точнее синергетике, направленной на исследование процессов самоорганизации в живой и неживой природе, изучаются, в частности, солитоны - энергетические структуры в виде спиральных вихрей, не связанные жестко с веществом /атомами, молекулами/. Именно синергетика позволяет выявить наиболее общие закономерности систем, обладающих поведением и памятью, и на этой основе сделать вывод о возможности существования организмов с "телом" и "мозгом" из вихревых структур.
Мир проницаемых форм становится доступен нашему восприятию в особых психических состояниях, трансовых, изменённых состояниях сознания, когда обычные органы чувств заторможены или полностью депривированы. В этих случаях, по всей видимости, включаются другие механизмы восприятия реальности - так называемое нелокальное взаимодействие. Когда как канал поступления информации, так и орван восприятия и обработки сигналов не локализованы. Такой тип взаимодействия возможен в так называемых диссипативных системах /которые могут существовать только при взаимодействии с окружающей средой/, изучаемых синергетикой информационных процессов. К такому классу систем принадлежит и организм человека. Важно подчеркнуть, что воспринимаемая таким образом информация не структурирована, а складывается в целостный образ. Знание возникает как единая, нечленимая целостность, о чём свидетельствуют как описание мистиков древности, так и отчёты наших современников, побывавших в подобных состояниях. Это, с одной стороны, даёт ни с чем несравнимую глубину проникновения в получаемое знание, с другой стороны, страшно затрудняет его передачу доступными нам языковыми средствами.
Применительно к ЕД важно, что нелокальное взаимодействие связано со спирально-волновыми процессами, целостными и непрерывными.
Если обобщить особенности нарушений, связанных с изоляцией живых организмов или их сообществ от окружающей среды, то увидим, что все они приводят к нарастанию хаоса, рассогласованию работы органов. Естественно предположить, что должны существовать специальные механизмы, противодействующие хаосу, поддерживающие целостность и гармонию системы, будь это отдельное живое существо или общество. С древности этим механизмом у живых существ считали душу или дух. Из наших современников одним из первых об этом сказал, и дал название "монады", немецкий философ и математик Г.В.фон Лейбниц. В последнее время существует ряд авторов, говорящих о том же.
Современные психологические исследования коммуникации, в частности В.И.Кабриным, показывают, что, выйдя на определённый уровень саморазвития, характеризующийся способностью к саморегулированию и самоконтролю в трансовых, изменённых состояниях сознания, человек может вступать на любой из уровней коммуникации единого транскоммуникативного пространства /К-миры/ от геномного, клеточного, организменного, социального и до духовного. Причём, чем развитее человек как личность, тем многообразнее, дифференцированнее эти К-миры и взаимоотношения между ними.
Кабрин говорит, что общая коммуникабельность становится интегральной характеристикой личности, а дифференциация её уровней определяет условия развития транскоммуникативного потенциала человека, как потенциала его собственно личностного развития. В результате, естественно-личностное развитие человека может быть представлено как транскоммуникативный синтез его жизненного мира, возможный в силу универсальности координат К-пространства всех форм жизни.
Существенной составляющей личностного развития является естественность движений человека, т.к. только в этом случае коммуникабельность личности может быть проявлена в полной мере. Это явственно проявляется во всех системах экстра-, интер-, транскоммуникативного уровня, базирующихся на телесноориентированных методах или включающих таковые. Например: гештальтпсихология Ф.Перлза, психофизическая интеграция М. Трейджера, биоэнергетика А.Лоуэна, холотропный подход С.Грофа, онтопсихология А.Менегетти и др., а также системы мистического опыта /йога, Суфизм, китайские системы духовного развития /.
Возможность существования сознания вне мозга человека и высших позвоночных серьёзно рассматривается в контексте современных физики и нейропсихологии. Появляются гипотезы /Шеррингтон, Экклс, К.Поппер, К.Прибрам и др./ считающие, что сознание является наиважнейшей связущей субстанцией /принципом/ космической сети физической Вселенной. При этом можно допустить, что различные части Вселенной сознательны в разной степени и им свойственны разные формы осознавания.
С этой точки зрения, считает С.ГроФ, любые разделения неделимой в предельном смысле космической сети будут неполными, условными и изменяемыми. Значит, нет причин, почему это не может быть так для эмпирических границ между единицами сознания. Не исключено, что человек, при определённых обстоятельствах, может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект её существования.
В мистических, имеющих транскоммуникативный аспект, системах существует понятие "выход в астрал", "психовыход" и т.п. Это становится возможным при перенесении самоконтроля и самосознания в некую область вне физического тела и связанных с ним чувств и мыслей. Если "психовыход" самосознания из тела реален, о чем говорят йога, суфизм, чань-буддизм и др., а также современные исследования в трансперсональной психологии и паропсихологии, то это возможно при определённом негаэнтропийном состоянии физического тела и психики, характеризующем "естественное движение". Причём в момент "психовыхода" тело впадает в каталептическое состояние, что подтверждается разработками в области высших ступений AT, гипнозу, и по данным мистических учений и др.
Негаэнтропийное состояние физического тела возможно только при отсутствии психосоматических комплексов. Как показывают современные исследования, эти комплексы записаны в ближайших слоях бессознательного, а также в клетках тела в виде гипер- или гипотонуса мышц. (В первые понятие "комплекса" как функциональной единицы было открыто К.Г.Юнгом. По Юнгу - комплекс - это констеляции психических элементов /идей, мнений, отношения и убеждений/, объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определёнными чувствами.)
Они теснейшим образом связаны с физическими и психическими травмами, полученными нами в момент рождения и в течение жизни.
Комплексы образуют своеобразную "решетку", которая и ограждает наше сознание от контактов с бессознательным, т.е. от контактов с другими планами реальности и сужает наш мир до размеров того, что можно воспринять пятью органами чувств.
Поэтому, одной из основных целей, ставящихся перед учениками древних эзотерических и религиозно-мистических систем была задача разрушения этой "решетки", как основного препятствия на пути расширения сознания.
З.Фрейд в своих работах, исследуя воздействие психотравмы на психику человека, показал как происходит создание психофизического комплекса /ПФК/ путём вытеснения в подсознание психотравмирующей ситуации. Причём, причинами возникновения ПФК могут быть самые разные ситуации, но общим является сильное эмоциональное переживание в случае, когда нет его разрешения. Возможно возникновение ПФK не из-за психической, а в следствии физической травмы или неверного обучения двигательным навыкам, приводящим к нарушению динамики опорно-двигательного аппарата, к нарушению вегетативной системы и уже, как следствие, негативно воздействующей на психику.
Австрийский психиатор В.Райх, поддерживая некоторые воззрения Фрейда, подходил к вопросу снятия ПФК через освобождение от паттернов хронического мышечного напряжения - "характеристической брони" /"мышечного панциря"/. Он считал, что "бронирование" происходит в следствии защиты индивида от мучительных и опасных внутренних переживаний. Причём решающим фактором в закупорке биоэнергии, которую он назвал органом, является репрессивное влияние среды и общества.
С.Гроф, в своей книге "За пределами мозга" пишет, что скапливание этой энергии не является результатом хронического сексуального стазиса /как считал Райх/, а по большей части представляет собой мощные силы перинатального уровня бессознательного. Уничтожение брони в большей степени совпадает с завершением процесса смерти-возрождения, однако некоторые её элементы коренятся ещё глубже, в трансперсональных сферах. Данное положение подтверждается и мистическими учениями /учение о Карме йогов/ и народными верованиями о родовом проклятии.
Развивая далее представление о ПФK, Гроф вводит понятие системы конденсированного опыта /СКО/ - патологического устойчивого образования в нашем бессознательном, возникающего вокруг первоначальной психотравмы, ПФK. Даже будучи осознан, СКО все равно не поддаётся сознательному контролю и продолжает активно влиять на нашу психику, деформирует и блокирует наше поведение. Уничтожение таких СКО - необходимое условие оздоровления психики, пробуждения её глубинных резервов.
Почти все современные направления психотерапии основывают свои методы в соответствии с конечной целью - снятием СКО.
В рамках современного гуманистического направления в психологии существует много школ психотерапии ориентированных на работу с телом, на снятие психо-соматических комплексов.
Лучшие из неорайхианских подходов - это "биоэнергетика" А.Лоуэна и Д.Пьерракоса, и "корневое напряжение" супругов Келли.
Есть методы в большей степени ориентированные на работу с телом. Например, "рольфинг", разработанный И.Рольф. Первоначально этот метод или по-другому структурная интеграция был предназначен для улучшения физической структуре тела, особенно в плане осанки. По мнению Рольф, человек, будучи существом двуногим, должен равномерно распределять свой вес вдоль центральной вертикальной оси. И если следовать этому, то функционирование скелетно-мышечной системы и всего организма будет нормальным. В противном случае перенапрягается и укорачиваются фасции /соединительнотканные оболочки мышц/, что приводит к ограничению подвижности, ухудшению кровообращения, хроническому мышечному напряжению, болям и к психическим расстройствам соматического происхождения. Рольфинг использует сильное физическое воздействие в виде массажа и надавливаний.
М.Фельденкрайс разработал программу регулярной коррекции и переучивания нервной системы с использованием последовательности движений, в которых задействованы непривычные сочетания мышц. Упражнения направлены на расширение возможностей нейромышечной системы и её привычных границ, они снимают напряжение, увеличивают гибкость, диапазон движений, исправляют осанку и дают возможность осознанно выполнять эти действия.
Помимо различных форм массажа, от классического, медитативного и чувственного до бесконтактно-энергетического, можно упомянуть ещё один метод воздействия на тело - "психофизическую интеграцию" М.Трейджера, заключающийся в последовательности пассивных перекатываний, сотрясений и вибраций, благодаря которым пациенты достигают состояния глубокого телесного и психологического раскрепощения.
Чтобы понять, как можно избавиться от последствий ПФ травмы, убрать СКО, рассмотрим механизмы его устойчивости.
В этом отношении очень может помочь аппарат синергетики. С точки зрения синергетики СКО похожа на вихрь, возникающий при быстром движении воздуха или жидкости. Такой вихрь /солитон/, возникнув, начинает жить своей независимой жизнью, в то же время, забирая энергию у породившего его энергетического потока. Природа поведения солитона не зависит от физической среды, в которой они существуют, а определяется видом математических уравнений, описывающих их существование.
СКО обычно не существуют как объекты физического пространства. Среда их обитания - информационное пространство нашей психики, образованное как электрическими процессами в мозге, так и диологическими полями, относящимися к тонкоматериальному плану реальности.
Файдыш подчёркивает, что при определённых условиях СКО могут обретать очень высокую автономию и становиться объектами тонкоматериального мира, сохраняющимися даже после смерти человека. В этом случае они становятся вихрями, способными паразитировать на разных "хозяевах", переходя от одного к другому. В народных верованиях это называлось "сглазом", "порчей" и т.п.
Одним из возможных условий формирования СКО является сильное эмоциональное переживание /т.е. нелинейность, возникающая при высоких интенсивностях энергетических потоков/, интенсивный уровень жизненной энергии, задействованной поведением. Энергия распределяется, резонируя с ситуациями, запускающими то или иное поведение. Поэтому СКО стремится к постоянному повторению исходной ситуации, которая стала причиной образования ПФК, провоцируя как навязчивые состояния, так и ее повтор в будущем.
Естественно, возникает вопрос, как можно очистить подсознание от СКО.
Можно предположить, что при отрицательных эмоциональных состояниях нелинейный процесс, условно, имеет отрицательное значение, т.е. вращению вихря-солитона соответствует направление, принятое нами со знаком "-". Тогда, если мы создадим аналогичный "вихрь", но с противоположным направлением вращения и совместим их /т.е. психологически наполним образ создавший данную СКО положительным эмоциональным зарядом/ то произойдёт нейтрализация эмоциональной энергии и останется только память, чистый образ. Многие современные направления используют методы, основанные на принципе нейтрализации эмоционального компонента, например, НЛП и гештальтпсихология.
Существует другой подход: создание гармоничного эмоционального состояния - покоя и на фоне лёгкого транса "запись" в подсознание адекватной реакции на негативную ситуацию. Примерами могут служить техники используемые в AT.
Но основной недостаток всех методик в том, что для использования любой из техник, в плане саморегуляции, нужно специальное время и это не может быть внедрено в повседневную жизнь.
Выход, на мой взгляд, может быть найден через ЕД.
Прежде чем рассмотреть, как это сделать, подведём итог вышеизложенному и сформулируем какими же должны быть "естественные движения".
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕД.
Если проанализировать форму протекания процессов в живой, а иногда и не живой природе, начиная от ДНК, форму роста деревьев в пространстве, и до построения скелетно-мышечной системы человека, то прослеживается закономерность спиралеобразности динамики процессов.
Рассмотрим структуру движения опорно-двигательной системы человека в пространстве.
Учитывая, что кости являются основным каркасом, остовом для поддержания в пространстве тела и всего организма, скелет человека должен, в идеале, двигаться с наименьшими затратами, с точки зрение прикладываемых усилий. Другими словами, опорная система должна находиться в постоянном равновесии относительно сил действующих на тело.
В соответствии с законом Ньютона, на действие силы /тяжести/ предмета Р возникает равная ей и противоположно направленная сила Р1. Причем вектор силы P1 будет начинаться от точки опоры. Значит, сила реакции oпopы P1 будет выстраивать кости человека от точки опоры /например, на стопе/ в наиболее экономичную линию /наименьшего сопротивления/, если мышцы не будут этому препятствовать, а наоборот поддерживать кости в суставах.
Динамика целостного движения начинается от точки опоры и захватывает все кости и мышцы. Причём, учитывая спиральный характер процессов, протекающих в трёхмерном пространстве, ясно, что и динамическая сила распространяется по телу по спиралям. Естественные движения костей тела спиральные или округлые. Все кости или мышцы формируются, подчиняясь этому принципу.
Скелет — это средство опоры организма в пространстве, поэтому важно правильное распространение усилий на кости скелета. А это, в свою очередь, зависит от правильности постановки костей. Они должны удерживаться в суставах за счёт Т0НУСН0Г0 натяжения мышц и сухожилий.
Определённая мышца отвечает за то, чтобы определённая кость "стояла" на своём месте. Если где-то мышцы находятся в напряжении /гипертонус/ или расслаблении, то в этом месте происходит "разрыв" движения силы — целостность, естественность нарушается.
Итак, сделав вывод о необходимости выравнивания пространственной динамики костно-мышечной структуры человека, можно говорить, что это основа "естественного движения". Любопытно, что в случае, когда от траектории движения зависит жизнь, т.е. неправильное движение может повлечь за собой травму, то динамика соответствует вышеизложенным принципам / в спорте, в боевых искусствах и т.п./. Другой пример — это двигательные навыки, доведённые до уровня мастерства.
Но в повседневной жизни люди, как правило, не двигаются естественно и гармонично.
Учитывая взаимосвязь психики и правильного распределения тонуса мышц по телу, мы можем говорить о возможности, через естественные траектории движения костей в пространстве, путём накатки и наработки устойчивого двигательного навыка, прийти к "естественному движению" как норме повседневной жизни.
Нарабатывая методами пластической гимнастики навык ЕД мы придём, в идеале, к гармоничному движению, которое должно отвечать нескольким принципам:
— правильности траекторий движения /спирально-волновое/;
— непрерывности динамики процессов, происходящих в психике и в теле;
— целостности, т.е. взаимосвязности и взаимовложенности психо-соматических процессов, состояний, свойств, а также взаимосвязи их со всем окружающим миром.
Следствием точного совпадения со всеми вшеназванными принципами будет являться состояние сознания, характеризуемое как негаэнтропийное, т.е. состояние гармонии, взаимосвязи и взаимопроникновения во все /тай-дзы, ци-гун, ба-гуа и т.п./, т.е. состояние нелокального взаимодействия с миром.
"Естественное движение" характеризуется изменениями тепловой, цветовой / с точки зрения сенситивов и видящих ауру человека/ и звуковой гаммы, соответственно здоровому, сбалансированному состоянию организма.
Вот что, вкратце, отмечается в славянской системе самооздоровления "Жива" по поводу важности нахождения в равновесии, т.е. в правильных траекториях движения: Каждому человеку дано определённое жизненное пространство, в котором его "Я" — хозяин. Любой выход за границы своего "я"— проявление эгоизма, т.е. стремление вторгнуться, захватить чужое. Но в границах данного человек обладает силой, потому что в этих границах он полновластный хозяин, он — Бог. В данных границах в человеке проявлен Дух.
Если смотреть с точки зрения скелетно-мышечной системы, Сила /Дух/ есть только в том случае, если человек находится в остойчивости /равновесии/. В системе "СЦД" применяется тестовая оценка на остойчивость: человека в любом направлении не могут сдвинуть с места.
Быть в равновесии — это значит быть в течение процесса, быть в гармонии, быть в той точке, где для движения требуется наименьшее приложение своей силы, т.е. точке наименьшего сопротивления с граничными процессами.
Так как соматика на прямую связана с психикой и влияет на формирование и течение процессов, то остойчивость физического тела, внедрённая в жизнь, /постоянное, ежемгновенное следование правильной динамике тела в пространстве/ создаёт остойчивость в психике, т.е. создаёт устойчивость к отрицательным эмоциональным и другим воздействиям на организм.
3."ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ", — КАК CИСТЕMA ПСР.
/ постановка гипотезы /
Вопросы управления и самоуправления в настоящее время особенно актуальны / /. Это относится ко всем областям человеческой деятельности от политики и социологии до медицины и психологии.
Так В.П.Петленко в своей книге "Основные методологические проблемы теории медицины" пишет, что "теория медицины будущего - это теория внутренних механизмов адаптивного реагирования и управления этими процессами.
Поэтому проблема саморегуляции в настоящее время занимает одно из значимых мест в медицине, психологии и др. областях человекознания. И в подтверждении слов сказанных Б.Ф.Ломовым о применении саморегуляции и о важности специальных исследований возможностей человека в этом плане, гипотеза о использовании принципов ЕД как системы психической саморегуляции, имеет актуальное значение.
В качестве объекта саморегуляции могут выступать присущие человеку психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение, т.е. занимаясь ПСР, человек может руководствоваться любыми целями.
В этом отношении естественное движение может выступать в качестве системы регулирования психического явления, деятельности и поведения.
Хорошо известно, что одним из показателей влияния отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Также известно, что переходные состояния сознания связаны с релаксацией или сопровождаются ею. Так, используя обратную связь системы типа AT, через мышечную релаксацию снижают роль соматики в отрицательных эмоциональных состояниях.
Мышечная релаксация, путём специфического воздействия на интегративнне корковые процессы, приводит к восстановлению внутреннего равновесия. В то же время, естественное движение, будучи оптимальным, с точки зрения мышечного напряжения, работает аналогично, т.к. на действие при этом затрачивается минимум усилия, а некоторые исследования показывают, что естественные движения наоборот служат источником дополнительных сил.
В то же время этот вопрос требует более глубокого изучения.
В истории развития ПСР существовали подходы, дающие возможность психической регуляции в повседневной жизни. Например, Е.Джейкобсон, изучая связь эмоционального состояния с напряжением определённых групп мышц, создал систему, задачей последнего третьего этапа которой было умение расслаблять мышцы в обыденной жизни и таким образом регулировать своё психо-эмоциональное состояние.
Следует отметить, что "естественное движение", будучи внедрённым в повседневную жизнь, становится неотъемлемой частью существования и, тем самым, способствует, во-первых, поддержанию устойчивого положительного психо-эмоционального состояния и, во-вторых, является формой автоматической реализации излишков эмоциональной энергии через движение. Например, все знают случаи из жизни, когда от чего-то неприятного «аж передёргивает».
Автоматическое регулирование состояния становится возможным, когда динамика всех мышц тела будет отвечать принципам "естественного движения", что достигается путём выработки устойчивого двигательного навыка методами экспериментальной пластической гимнастики.
В последние годы большую известность приобрели подходы к ПСР на основе метода "биологической обратной связи".
В общем смысле обратная связь - это воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования.
Обратная связь, действие которой приводит к увеличению выходного сигнала при неизменном сигнале на входе, называется положительной, вызывающей уменьшение - отрицательной. В целом, обратная связь доставляет регулятору сигналы о результате управляющего воздействия.
Живой организм - очень сложная система с разными обратными связями, обеспечивающими его жизнедеятельность. Основой методологического построения концепции БOС является теория функциональных систем, предложенная П.К.Анохиным ещё в 1935 г.
В случае с ЕД естественное внутреннее кинестетическое ощущение правильности действия и сама динамика движения будут являться теми показателями, которые выявляют отклонение от заданного критерия нормы.
Учитывая специфическое состояние сознания /описываемое как "остановка ментального диалога"/ и психо-эмоциональное состояние гармонии и покоя, присутствующее при ЕД, то любые отклонения от него также будут показывать необходимость восстановления данного состояния.
Внешние условия стремятся вызвать изменения, а организм непрерывно приспосабливается к этому, обеспечивая реакции внутренней среды в пределах постоянного диапазона. Такое стремление к относительному постоянству внутренней среды называется "гомеостазом".
Как элемент биосферы, образующий единство с окружающей средой, организм представляет собой ту наивыгоднейшую систему, у которой автоматически изменяется способ действия с целью наилучшего управления. Такое автоматическое приспособление живого организма к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды называется адаптацией.
Адаптация как одно из важнейших свойств организма, выработанное в процессе эволюции, проявляется по-разному, но всегда с определенной целью: добиться самого выгодного режима работы, Таким образом, организм - это адаптивная система, которая сохраняет работоспособность при непредвиденных изменениях окружающей среды. Это происходит путём изменения свойств управляемого объекта, а также целей управления, путём поиска наиболее целесообразного состояния. Проявления адаптации есть процессы обучения и самообучения, управления и самоуправления. Следует подчеркнуть, что процесс адаптации, то есть достижение самого выгодного режима работы, всегда происходит к определенным конкретным сложившимся условиям среды.
В случае "естественного движения" оно является средством адаптации организма к изменению окружающей среда, в том числе и к социальным изменениям. Потому что, появляется возможность ЦЕЛОСТНОГО изменения ритма, скорости, частоты, амплитуды и других параметров физического движения, что приводит к соответствующим психическим преобразованиям.
Вопросы возможности регуляции таких индивидуальных параметров как ритм, частота и т.п. психо-физических процессов с точки зрения ЕД требуют дальнейших исследований.
Вследствие устойчивого состояния организма, находящегося в холотропном ЕД, человек получает возможность самоконтролируемо входить в трансовые глубокие состояния и действовать в них, проявляя парапсихологические феномены и коммуникации на основе нелокальных взаимодействий. Примерами таких феноменов могут быть "чудеса" показываемые йогами, мастерами ци-гун, суфиями и др. представителями эзотерических, мистических традиций.
Поэтому, более глубокое изучение психофизических, нейропсихических, соматических и др. процессов, происходящих при ЕД , позволило бы понять механизмы многих парапсихологических феноменов.
По современным представлениям нейрофизиологии, одной из основных систем регуляции гомеостаза, используемых организмом дня координации своей деятельности в соответствии с требованиями внутренней среды и внешними условиями, является вегетативная нервная система. Онa осуществляет общую регуляцию путём изменения активности двух своих сбалансированных отделов - симпатического и парасимпатического и, используя вещества-передатчики, способна практически мгновенно мобилизовать внутренние ресурсы организма для целостной вегето-психомоторной реакции на любую возникающую извне или изнутри ситуацию.
Ясно, что нормальное функционирование ВНС возможно только в случае следования принципам ЕД, т.к. в этом случае все специфические и неспецифические функциональные системы организма /сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная и опорно-двигательная/ начинают соответствовать критерию нормы здорового человека. Потому, что в данном случае правильная осанка, состояние распределённого, правильного тонуса мышц и специфическое состояние сознания, создающее гармоничное психоэмоциональное состояние внутреннего покоя, являются базой для саморегуляции организма. Учитывая всё вышесказанное допустимо говорить, что "естественное движение" может выступать в качестве системы психической саморегуляции.
4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЕД.
В основе экспериментальной пластической гимнастики лежат принципы ЕД и представления о гармоничном развитии человека через развитие в нём триединства: Силы Разума /ментальный аспект/, Силы Любви /чувственный аспект/, Силы Духа /физический аспект, динамический/.
Исходя из данных славянской системы "Жива", только в равновесии этих трёх сил человек может находиться в психофизической гармонии с окружающей средой и с самим собой.
Занятия связаны в три последовательных курса, каждый курс состоит из 12 циклов.
Каждое занятие, цикл или курс строится по схеме смысловой замкнутости подачи материала, т.е. на каждом занятии, цикле или курсе путём проработки новых форм и подходов происходит одновременное развитие всех трёх "Сил".
От курса к курсу меняются подходы к занятиям в плане всё более углублённой проработки двигательного, чувственного и ментального аспектов. Так, если на первом курсе предпочтние отдаётся ментальному, когнитивному аспекту с целью понимания занимающимися основных принципов движения, чувствования, поведения, различения и связи внимания, чувств и действий через состояние "присутствия", наблюдения. То, на втором курсе происходит накатка, в основном, многообразия форм действий и доведения до автоматизма, т.е. вырабатывания устойчивого двигательного навыка в правильных траекториях движения. /Критерием правильности служит принцип целостности./ Огромное значение на этом этапе имеет работа с предметом / палкой, мячом, верёвкой и т.п./, зеркалом и парные действия, дающие возможность получить обратную связь о правильном выполнении действия.
Результатом окончания второго курса является внутреннее кинестетическое /иногда аудиальное или визуальное/ чувствование правильности выполнения индивидуальных форм движения.
Задачей третьего курса является более углублённое понимание, чувствование и как следствие этого более тонкая проработка движений, более тонкая, глубокая работа по снятию психосоматических комплексов через снятие мышечных зажимов или наоборот активизации всё более мелких групп мышц. На этом этапе включается работа по снятию зажимов мышц, связанных со зрением, кистью и стопой, а также на чувствование окружающего пространства, партнера и т.д.
Важной особенностью третьего этапа является курс занятий по синестезии репрезентативных систем восприятия информации.
Цель третьего курса - выход индивидуально каждого занимающегося на личную устойчивость в динамике движения и устойчивость в гармонии психоэмоционального состояния. Другими словами приход к собственному стилю движения, а соответственно и поведению в мире. На востоке, например в Японии, данное достижение человека оценивалось как то, что он "идёт по своему Пути" самосовершенства и гармоничного развития. При этом многие говорили, что они сделали свой стиль, причём, иероглиф "Путь" обозначал "точку отсчета" в самостоятельном развитии. Например, кара-тэ-до, айки-до, дзю-до /до - "Путь"/. Понимание этого показывает ошибки занимающихся, например, айки-до и говорящих о индивидуальном Пути развития. Потому что, "айки" как "до" является только для М.Увшибы, основателя айки-до.
Система предполагает развитие дальнейшее, но уже как группы единомышленников, соратников, вышедших на индивидуальный путь совершенства и объединившихся по собственной воле с целью более глубокого познания окружающих каждого процессов на уровнях: социальном, природном и индивидуальном, через понимание многоплановости, неинвариантности форм развития.
Первый курс состоит из 16 занятий, которые проходят два раза в неделю по 2 часа. Каждое занятие состоит из беседы, ответов на вопросы и основной части, включающей серии упражнений одного из циклов. На первом курсе проводится, в основном, ознакомительная работа по циклам.
Второй курс состоит из 36 занятий, построенных по схеме первого курса. Работа по тематике циклов является основной.
Третий курс строится по принципу импровизационного подхода, т.е. тема занятия задаётся одним из обучающихся. При этом всё занятие может состоять из беседы, ответов на вопросы и общения, либо разбора и наработки новых форм движения, либо проходить в другой форме /например, совместная поездка за город с целью сплочения группы и лучшего понимания процессов происходящих в природе/.
Каждый цикл заключается в работе над различными формами, принципами, подходами к динамике движения, но при соблюдении основных принципов "естественного движения". Примерами тем направлений работы в циклах, могут быть:
- работа над развитием остойчивости, осанки в статических положениях тела;
- тонусные растяжки и "протяжки", скручивания и сжатия;
- массаж и самомассаж;
- работа с предметами /длинной палкой, короткой палкой, веревкой, мячом и др./
- работа на динамику ног;
- работа на динамику рук;
- парная работа на динамику и на чувствительность;
- силовая работа;
- работа по синестезии чувств и движения, а также репрезентативных систем восприятия;
- прикладные аспекты ЕД: пластический танец и самозащита.